Мировое фигурное катание, безусловно, многое потеряло без российских фигуристов. Во всех дисциплинах произошел предсказуемый упадок уровня прокатов. В отсутствие ярких дуэтов из России на себя обратила внимание пара, состоящая из экс-россиянки Евгении Лопаревой и француза Жоффре Бриссо. Выступающие под французским флагом спортсмены неординарными постановками слегка взбодрили унылое положение дел на соревнованиях, однако именно их выступление и спровоцировало новый виток русофобии.
Странный выбор песни обернулся успехом
Лопарева и Бриссо блестяще проявили себя в этом сезоне, одержав красивую победу на домашнем этапе Гран-при, где опередили, к слову, очень мощных итальянцев Гиньяр/Фаббри. Успех в противостоянии с чемпионами Европы поставил их в число фаворитов любых соревнований и, надо сказать, француз и экс-россиянка соответствовали параметрам. Безусловно, им помогло ослабление конкуренции на фоне отстранения российских фигуристов.
Впрочем, Лопарева и Бриссо в этом не виноваты, поэтому ничего не мешало им просто воспользоваться ситуацией и ворваться на вершину. План сработал во многом потому, что они отказались от классических мотивов в своих постановках и устроили мини-революцию. Выбор хита Boney M под названием «Распутин» для второй части ритмического танца был, мягко говоря, не банальным.
Песня была популярной в конце 70-х и 80-х годах, а пару лет назад внезапно обрела второе дыхание в социальных сетях. Такое частенько сейчас случается со старыми композициями. Вот Лопарева с Бриссо и решили использовать этот тренд, который на удивление сработал великолепно. Болельщики неистово аплодировали им после выступлений, отмечая нестандартный креатив пары.
Хотя сама песня была в общем-то набором штампов о России и о Григории Распутине, о котором собрали все мыслимые и не очень слухи. Евгения была довольна выбором музыки, признавалась, что ей как уроженке России импонирует происходящее. Хотя уверила всех, что конкретно с личностью Распутина их постановка вообще никак не связана.
Евгения Лопарева и Жоффруа Бриссо / Фото: © Jurij Kodrun — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru
Русофобия от поляков или что-то еще?
В финале ритмического танца звучали слова Oh, those Russians («О, эти русские»). До турнира в Польше никто и нигде не видел с этим моментом никаких проблем. Пара выступала на нескольких этапах Гран-при с фразой про «русских», а также на турнирах категории «Б». Даже на соревнованиях в Эстонии всё прошло гладко, однако приезд в Польшу обернулся громким скандалом.
На Кубке Варшавы Лопарева и Бриссо одержали уверенную победу, однако болельщики сразу заметили неладное. Строчка Oh, those Russians была заменена на Oh, those dancers («О, эти танцоры»). Собственно, едва ли это была инициатива самих фигуристов, которые прекрасно выступали с изначальной версией композиции на протяжении всего сезона.
Сложно заподозрить в обострении ситуации и Международный союз конькобежцев (ISU). Ведь если бы у них были какие-то претензии по содержанию, то они высказали бы их сразу или по крайней мере на втором выступлении пары. Но всех всё устраивало до соревнований в Польше, и место проведения турнира, судя по всему, и стало главной причиной инцидента.
Депутат Госдумы РФ Дмитрий Свищев оценил решение дуэта отказаться от фразы крайне негативно, напомнив Лопаревой о том, какая страна ей открыла дорогу в фигурное катание.
— Как можно реагировать на тупость? Тупой поступок. Евгении всё дала Россия — всё её спортивное будущее. Её воспитали здесь. Могла бы постесняться так делать. Но есть советчики, которые испугались непонятно чего и кого. Решили не рисковать и убрали. Ну поменяйте музыку тогда в конце концов, если вы такие крутые! Нет же, они специально именно слово убирают. Поставьте украинскую или французскую музыку. Поменяйте музыку и не было бы проблем. Возьмите музыку, которая вообще не связана с Россией, и кайфуйте. Поменяйте еще фамилию, имя, и уберите в биографии всё, что связано с Россией. Но нет же. По какой‑то причине ведут себя именно так, — приводит слова Свищева «Матч ТВ».
Очевидно, в этой стране особое отношение к России и русским людям, которое точно нельзя назвать теплым и благожелательным. Можно ли представить, что это вылилось в запрет на использование конкретного слова в композиции для ритмического танца? Вообще легко. Когда русофобия становится национальной идеей, возможно вообще всё. Хотя, конечно, очень хочется услышать и версию Лопыревой с Бриссо. Вдруг, мы узнаем что-то новое.